Эссе «Я –учитель»
Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам и счастливо через него человечество.
А. Дистерверг
Большинство людей устроены так, что всю жизнь стремятся познавать, учиться, открывать и развивать в себе все новые и новые качества, возможности и способности. Человек, часто не отдавая себе отчета, стремится стать разносторонне развитой личностью, стать образованным, воспитанным, красивым, физически развитым, востребованным обществом и социально адаптированным.
Высшим уровнем в развитии человеческих качеств является совершенство. Совершенство – категория абстрактная. Сколько к нему ни стремись приблизиться, оно, как горизонт, отодвигается все дальше. Но человек обязательно, хотя бы в одном, выбранном и любимом направлении, будет стремиться к нему, будь то знания, умения, физические данные или иные категории.
Постигая различные дисциплины и достигая все более высоких ступеней в своем развитии, каждый человек вольно или невольно передает свои знания другим участникам движения, название которому – жизнь. Заражает своим примером. Увлекает своим незаурядным умением и мастерством. Особая часть человеческого общества- это люди, сознательно выбравшие путь профессиональной передачи попутчикам в движении к совершенству своих знаний, проявляющие преданность своей специальности, творчество и изобретательность, вкладывающие в подопечных все, что объединяется понятием «душа». Это преподаватели, учителя, тренеры, воспитатели, инструкторы. А все вместе – это педагоги.
Я с удовольствием отношу себя к этой самой социально необходимой части человеческого общества – педагогам! Не могу сказать, что мой профессиональный выбор состоялся в детстве, в моей семье нет династических традиций педагогов. Представление о профессии складывалось в процессе обучения. Есть некая магия в том, когда один человек меняет манеру мышления нескольких десятков людей и позволяет им раскрыть свой потенциал. Такой магической силой обладали лучшие учителя, встречающиеся на моем пути. Стремление к познанию и совершенствованию были главными показателями. Жизненный стержень, ощутимый на подсознательном уровне, мощный энергетический запас сил, опыт, сила воли накладывают отпечаток, ответственность, желание совершенствоваться в выбранном мною деле.
Я олицетворяю современного учителя с деревом, которое имеет мощную корневую систему. Глубоко уходящие корни - это вся история педагогики и родословная самого учителя. Корни поменьше - родители, семья, друзья, образование, родители учащихся, педагогическая философия. Сам учитель- это ствол. Вначале тонкий и гибкий, но с каждым годом увеличивается количество годовых колец - растет профессионализм педагога. Кольца отличаются друг от друга по толщине, какие-то годы - более яркие и насыщенные событиями, какие-то - время покоя и осмысления. Дерево растет и в вышину (происходит саморазвитие, самосовершенствование, самореализация учителя).
Многое поменялось в образовании, но по-прежнему учитель - это мастер, за которым стоят ученики. Настоящий мастер верит в их силы, помогает им идти вперед, учит совершенствоваться.
Сегодня общество выдвигает перед учителем новые требования. Наличие педагогического образования не означает становление как педагога. Весь период моей работы сопровождается постоянным изучением передового педагогического опыта, изучением и внедрением новых методических приемов обучения. Наибольшее внимание обращала на такие методические направления, как: «Развитие критического мышления на уроках истории», «Интерактивные методы обучения», «Внедрение ИКТ в процессе обучения», «Личностно –ориентированная система обучения».
Сейчас понимаю, что учитель XXI века - это организатор движения, это сила, питающая, пробуждающая молодые умы к жажде знаний, к росту, развитию. Учитель XXI века должен иметь активную гражданскую позицию, участвуя в реформах образования, отстаивая свои позиции, взгляды на развитие общества. Учитель XXI века в обществе должен иметь авторитет, поддерживаемый политикой государства и родительской общественностью.
Современный учитель - это организатор деятельности на уроке. И как путнику кажется, что главная часть дерева - крона, и она совершенство, так и обывателю на уроке настоящего мастера кажется, что всего достигли сами ученики. И только ствол знает, какая нелегкая работа донести питательные вещества от корней до каждой веточки, каждого листика. Крона дерева - это ученики, среди которых и собственные дети. И чем пышнее крона, тем ярче реализовал себя учитель, создавая ей развивающую, творческую, креативную среду. Разрастается крона, растет и ствол, получая обратно аккумулированную в листьях энергию солнечного света. Современный учитель - учитель-исследователь, научный руководитель учащихся. Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в учителе человека, живущего их временем, их интересами.
Учитель должен быть Личностью. "Только личность может воспитать личность" (Ушинский). А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем. Учитель XXI века должен отличаться умением разбираться в потоках информации и множестве способов ее передачи с использованием новых технологий. И мне близка и интересна эта позиция. Учитель XXI века - это творческий учитель. Он должен уметь создать совершенную музыку урока, нарисовать шедевр "Мои ученики"..., написать "роман" о себе, совершенствуя его всю жизнь.
Я убеждена в том, что Учитель XXI века, как и во все предыдущие эпохи должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников.
В современной России образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это и порождает новые требования к образованию. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде. Поэтому содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой. Для осуществления намеченных целей в образовании, реализацию ФГОС от учителя еще в большей степени требуется самосовершенствование. Для меня новым направлением является изучение и внедрение «Системно-деятельностного подхода в обучении».
В заключении хочется вспомнить слова педагога Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах...".
Следующая > |
---|
Личные страницы
- Педагогический состав
- Байда М.Н.
- Балабай В.С.
- Булатов А.Б.
- Варнавская Н.С.
- Горобец О.Н.
- Данилов А.В.
- Дружкина В.В.
- Жук А.И.
- Жуков С.Н.
- Кащавцев С.В.
- Ковалев С. А.
- Коломиец А.М.
- Короткова О.И.
- Кудря Н.Ф.
- Лобода О.И.
- Лысенко В.Я.
- Перетятько В.М.
- Плющев Д.В.
- Романенко Н.А.
- Саитова Р. М.
- Санжаревский Э.В.
- Сиволодская А.В.
- Ткаченко Е. О.
- Фролов Ю.В.
- Хосонов В.Т.
- Чечуев И.М.
- Шмаков Е.Л.
- Шолохова Н.В.
- Якубовская Т.П.