ПОКА ЗДЕСЬ ВОСПИТЫВАЮТ ТАКИХ ЗАЩИТНИКОВ,
ЗА ОТЕЧЕСТВО МОЖНО НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ
Каждый раз, говоря о мужчинах, мы подразумеваем такие качества, как ум, смелость, ответственность, умение постоять за себя и близких. К сожалению, сильный пол не рождается с готовым набором ценных талантов, и шансы, что «на выходе» получится именно такой образец мужественности, не так уж и велики, особенно в наше время. Практически утерянные традиции воспитания и тот факт, что современное образование преимущественно представлено педагогами-женщинами, привело к печальным переменам. Мальчишкам-подросткам, будущим отцам и мужьям, потенциальным защитникам Родины, практически не знакомы дисциплина и ответственность, и в будущем это может сыграть с нами злую шутку. Впрочем, почему, может, уже выросли поколения мужчин, с радостью перекладывающих груз повседневных забот на слабый пол, не способных принимать решения и заботиться о близких. К счастью, шансы на исправление ситуации еще есть, и один из спасительных вариантов — военизированные учебные заведения закрытого типа, они же — кадетские корпуса.
История кадетского движения в России насчитывает не один век, первая такая школа для детей дворян появилась еще в далеком 1732 году. В те времена к вопросу относились серьезно. Император считал своим долгом открыть несколько новых корпусов, за каждым из которых закреплялся «шеф» из царской семьи. И хотя революция, превратившая мировую империю в Союз социалистических республик, уничтожила многое из наследия великой державы, безжалостно ломая устоявшуюся систему, идея воспитания подростков в военных лицеях осталась жива, трансформировавшись в суворовские училища и другие аналогичные учебные заведения. Не исчезли они и после распада СССР, и тот факт, что идея пережила не одно крушение строя, только подтверждает ее значимость и реальную пользу.
Существует кадетский корпус и в Крыму. Республиканское учебное заведение расположилось в Алуште, и от желающих в нем учиться, честно говоря, отбоя нет — в прошлом году на одно место претендовали три школьника, притом, что попасть сюда не так просто. Необходимо пройти медкомиссию, собрать справки, сдать вступительные экзамены по математике, русскому и иностранному языкам, продемонстрировать физическую подготовку. Конечно, здесь нет жесткого отбора, нормативы вполне щадящие, но все же будущий кадет должен быть здоровым и крепким парнем. «Чтобы получить зачет, нужно пробежать два километра
В классических кадетских корпусах обучение ведется с пятого класса, но в Крыму, к сожалению, подобной возможности нет — интернат, под который выделили половину здания старого детского сада, просто не рассчитан на такое количество детей. Директор учебного заведения Николай Балабай много лет бьется над решением проблемы, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. «Сначала мы просили отдать нам вторую половину территории, ведь здания, которые на ней находятся, полуразрушенные, а городские власти, планировавшие сделать ремонт и открыть заново детский сад, так ничего и не сделали. Потом предложили выделить нам один из национализированных санаториев, а наше помещение вернуть городу. Идею донесли до крымского правительства, но отклика пока нет. Между тем мы рискуем не пройти лицензирование, ведь наше здание не соответствует некоторым нормам, предусмотренным российским законодательством», — переживает директор, полковник в отставке и в прошлом — выпускник Минского суворовского училища. Рассказывает: в России около двухсот кадетских корпусов, и Президент РФ Владимир Путин относится к кадетскому движению положительно. Практически в каждом субъекте есть свои военизированные интернаты, их количество, равно как и качество, зависит от местных властей и возможностей регионального бюджета. К примеру, в Красноярском крае — пять или шесть корпусов, в Краснодарском, где сильны традиции казачества и мужского воспитания, три или четыре, а в некоторых областях — вовсе ни одного. В Крыму пока лишь один, и попасть сюда можно после девятого класса, причем набирают всего шестьдесят человек со всей республики.
Здесь нет привычных нам классов и классных руководителей, каждый курс делится на два взвода, за которыми закреплены воспитатели из числа бывших военных — командиры взвода. А вот их заместителей выбирают среди учеников, и это — отдельная история. В интернат в основном приходят мальчишки, привыкшие быть лидерами в школах, здоровые, крепкие и уверенные в себе. Неудивительно, что каждый рассчитывает занять такое же положение и в новом учебном заведении, поэтому борьба за лидерство идет нешуточная, порой даже до потасовок доходит — не останавливает, что нарушитель дисциплины рискует остаться без увольнительной и просидеть выходные в школе вместо того, чтобы съездить домой.
«Пятнадцать лет — как раз тот возраст, когда подросток начинает ощущать внутреннее «я» и искать свое место. Поэтому формирование отношений в коллективе — очень непростой процесс. И мы, общаясь с ними, стараемся донести мысль, что прежде чем начать командовать, нужно научиться подчиняться, — поясняет Эдуард Санжаревский. — Бывает, ребята не выдерживают и уходят. Здесь ведь не обычная школа, не каждому по нраву постоянное ношение формы, строгая дисциплина и распорядок дня». Возможно, кто-то сейчас ужаснется, скажет, что это все не здраво и неправильно, но на самом деле ничего из ряда вон выходящего в кадетских корпусах не происходит. «Если отбросить временные рамки, забыть на миг о современных достижениях техники, мы увидим, что мальчишки во все времена совершенно одинаковые. И основные проблемы — взаимоотношения в коллективе, конфликты с педагогами, нежелание учиться — существовали как в XVII, так и наблюдаются в XXI веке», — убежден Николай Балабай, и с ним сложно не согласиться.
Если сравнивать обычную школу, даже самую престижную, и кадетский корпус, можно найти немало отличий. И дело даже не в интернатном обучении и не в том, что ребятам, помимо классической учебной программы, преподают такие дисциплины, как история военного дела и основы военной этики и психологии. Ключевое отличие — в воспитании. Не раз доводилось слышать от педагогов, что их задача — дать знания, а воспитанием должны заниматься родители. В корпусе придерживаются иной точки зрения: хотя здешних выпускников и нацеливают в первую очередь на продолжение учебы в вузах военных и силовых структур, главной задачей считают в первую очередь формирование определенных качеств в будущих мужчинах. «Стремимся прививать дисциплину, организованность, умение работать над собой, патриотизм. Конечно, не все и всегда удается, ведь невозможно чему-то научить человека, не желающего прилагать для этого хоть какие-то усилия. Кстати, нередко к нам приходят именно дети из неполных семей — мамы и бабушки хотят, чтобы сын получил мужское воспитание», — признает Эдуард Санжаревский. Большинство ребят все же продолжает дальнейшую учебу по военной линии, вот и в этом выпуске только один кадет планирует поступать в гражданский вуз, остальные претендуют на места в престижнейших российских военных академиях и институтах Министерства внутренних дел.
Давайте попытаемся представить себе типичного современного подростка. Картина получится не слишком радостной. До обеда он в школе, если, конечно, и вовсе не прогуливает уроки, затем, как правило, наступает очередь социальных сетей, компьютерных игр, бесцельного блуждания по городу в компании таких же лоботрясов. Есть, конечно, исключения в виде детей, искренне увлеченных кружками и секциями, но их, увы, отнюдь не большинство. В кадетском корпусе возможности бездельничать практически нет. Весь день, от подъема в шесть утра и до отбоя в десять вечера, подчинен жесткому расписанию. Уроки, подготовка домашних занятий, различные спортивные мероприятия... Из развлечений — кружки, начиная от каратэ и капоэйры и заканчивая вокалом и танцами. Кстати, парнишек обучают бальному танцу, кадрили, вальсу, они неизменно участвуют во всех проходящих в Крыму балах, вызывая восхищение у сверстниц и умиление у взрослых белоснежной формой и безупречной выправкой. Конечно, полностью оградить ребят от внешнего мира невозможно, да и не нужно — в школе подключен необходимый для учебы Интернет, современные телефоны с выходом в сеть есть у каждого. Но времени на это остается очень мало, что уже существенный плюс. И незаметно, чтобы кадетов это тяготило — сколько ни наблюдала за ребятами, недовольства не выказал ни один, парни очень довольны учебой и перспективами, которые перед ними открываются в будущем. Особенно сейчас, ведь в России, в отличие от Украины, к военным очень хорошо относятся, такой выбор профессии считается престижным и заслуживающим уважения.
Преподаватели корпуса создают всевозможные стимулы для отличной учебы. К примеру, чтобы отправиться в увольнительную на выходных, нужно не только не нарушать дисциплину в течение недели, но и иметь только хорошие оценки. «В пятницу в учительскую выстраивается очередь, как в Мавзолей, — все хотят пересдать невыученные темы и получить возможность съездить домой. Аналогично и в отношении кружков. Если получил двойку, значит, не успеваешь, какие уж тут кружки? Поэтому парни стараются учиться», — делится педагогическими приемами Николай Балабай. И образование в интернате дают действительно качественное, несравнимое с рядовой школой. И физическую подготовку — соответствующую, помимо традиционной физкультуры, мальчишки занимаются в спортивных секциях, проводят время в тренажерном зале, даже на улице есть несколько оборудованных площадок со снарядами. Кстати, территория учебного заведения заслуживает отдельного разговора. В свое время она досталась корпусу в плачевном состоянии, и абсолютно все, что здесь есть сейчас, от мощеных дорожек до мини-пруда с рыбками, сделано руками поколений учеников, не без помощи педагогов, конечно. Так сказать, трудотерапия в действии, дающая прекрасные результаты.
Конечно, нельзя однозначно утверждать, что кадетские корпуса и суворовские училища — панацея от всех бед. Кому-то не поможет и строгая дисциплина, кто-то вырастет отличным мужчиной, не имея при этом никакого отношения к военному делу. Но все же сложно спорить с явной пользой такого воспитания для юношей. Когда вокруг — верные товарищи и наставники, на которых хочется равняться, невольно начинаешь соответствовать. Взгляд, еще по-мальчишески озорной, становится тверже и уверенней, бесконечные «хочу» заменяет четкое «надо», появляются вполне конкретные и амбициозные цели — не зря в местной библиотеке наряду с фантастикой чаще всего ребята берут книги по военному делу, тактике и стратегии. Да и просто — как же все-таки идут парням, даже таким юным, камуфляжная форма и ровная осанка, не испорченная компьютером! Возможно, не все они станут в дальнейшем полковниками и генералами, но определенно у них куда больше, чем у сверстников, шансов стать настоящими мужчинами и защитниками.
А. ТИМОФЕЕВА
«Крымские известия» (газета Государственного Совета Республики Крым) №33 (5699) от 26.02.2015 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|