ИСТОРИЯ КРЫМСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. С момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. «Корпуса кадет шляхетских» и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. Они действовали практически во всех уголках империи.
В Крыму кадетский корпус появился, когда Российская империя перестала существовать, но еще были живы ее традиции. Наименование «Крымский кадетский корпус» появилось 9 (22) октября 1920 г. в соответствии с приказом Главнокомандующего Русской армией на Юге России генерал-лейтенанта барона П.Н.Врангеля. Это наименование он присвоил формируемому на тот момент кадетскому корпусу, созданному из остатков сводного Полтавско-Владикавказского корпуса и одиночных кадет других корпусов, эвакуированных вместе с Белой армией в Крым в июне 1920 года с Кавказа. Корпусу был присвоен алый погон с белой выпушкой и двумя отдельными буквами «КК» желтого цвета. Размещался корпус на тот момент в казарме Крымского конного полка в Ореанде (Ялта). С начала июля возглавлял его бывший директор 1-го Московского императрицы Екатерины II кадетского корпуса генерал-лейтенант Владимир Валерьянович Римский-Корсаков.
Численный состав корпуса постоянно рос. На основании приказа генерала Врангеля, с начала августа 1920 г. в Ореанду стали прибывать командированные из частей Русской армии кадеты различных корпусов и несовершеннолетние, не окончившие средние учебные заведения. В нем практически были представлены все кадетские корпуса, кроме Сибирского, Иркутского, Хабаровского и Донского.
В октябре 1920 года численный состав корпуса составлял уже около 500 человек. Помещения оказались тесными и было принято решение часть воспитанников разместить в приспособленных под казарму помещениях в Массандре. В середине октября первая рота (седьмой и шестой классы) под руководством полковника Чудинова Н.А., при двух офицерах и двух преподавателях, перешла в Массандру и там с первых же дней начались занятия-беседы. Другие роты, кроме маленькой пятой (второй и первый классы), оставшиеся до эвакуации в Ореанде, прибыли в Массандру в конце октября, за два-три дня до эвакуации.
Тем же приказом (от 9 октября 1920 г.) в состав Крымского кадетского корпуса был включен Феодосийский интернат при Киевском Константиновском пехотном училище, располагавшемся в Феодосии. Он был основан генералом А.И. Деникиным в январе 1920 г. для несовершеннолетних детей, направлявшихся с фронта в ведение начальника Киевского Константиновского пехотного училища. Феодосийскому интернату был присвоен малиновый погон с белой выпушкой и буквами «Ф.И.» на погоне. Размещался интернат в полуразрушенных казармах Симферопольского пехотного полка, там же, где и Киевское Константиновское военное училище.
Целью основания интерната было желание собрать в него кадет, разбросанных по югу России, и создать для них более или менее приемлемые условия для существования и учебы. Ядром интерната стали кадеты четырех младших классов Сумского кадетского корпуса, прибывшие в Феодосию с ротным командиром корпуса полковником князем П.П. Шаховским, который и был назначен директором интерната. Вскоре к ним стали присоединяться кадеты и других императорских кадетских корпусов, оказавшиеся в Крыму, дети-сироты, принятые в интернат в силу сложившихся обстоятельств. Из Севастополя прибыла большая группа из детей моряков.
Часто воспитанников водворяли в интернат силой. Им выдавали имевшуюся на складах солдатскую одежду. Своих погон прибывшие с фронта кадеты не сдавали. Помимо кадетских погон были здесь черно-красные корниловские, малиновые дроздовские, черные марковские. Были среди прибывших и Георгиевские кавалеры. Многие из помещённых в интернат старались долго в нём не задерживаться и при первой возможности сбегали на фронт, но их отлавливали и водворяли в интернат.
Интернат насчитывал более 100 воспитанников, хотя точное количество воспитанников в интернате не знал никто. В нем были установлены две возрастные категории: от 8-ми до 14-ти лет, и старшие 14-ти лет. К концу лета 1920 г. воспитанники старшего возраста были переведены в в Ореанду, а младший возраст был разбит на 4 класса и начал свои занятия в помещении Феодосийской гимназии, находясь в очень тяжелых условиях, почти без учебных пособий, страдая от голода и холода.
Вместе с Русской армией кадетский корпус 1 ноября 1920 г. был эвакуирован из Крыма. Младшая рота была вывезена на пароходе «Константин», а основной состав – на паровой барже «Хриси». На пятые сутки баржа и пароход прибыли в Константинополь, где все кадеты были пересажены на пароход «Владимир». Всего на «Владимире» оказалось свыше 600 кадет. Там к корпусу присоединились воспитанники Феодосийского интерната, эвакуировавшиеся из Крыма на пароходе «Корнилов».
После долгого и полного неизвестности пребывания на рейде Босфора Крымский кадетский корпус был вывезен морем в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (как тогда называлась Югославия), где Престолонаследник (с 1921 г. – король) Александр I Карагеоргиевич, в прошлом выпускник Пажеского корпуса, дал согласие на размещение корпуса на своей территории. 8 декабря 1920 г. корпус прибыл в бухту Бакар и оттуда по железной дороге перевезен в г. Стрнище.
Расположился корпус в бараках, построенных австрийцами для военнопленных. В это время он состоял из 5 рот, 20 классных отделений. В корпусе числилось 650 кадет (в том числе 108 воспитанников Феодосийского интерната) в возрасте от 11 лет до 21 года, 29 человек педагогического и 8 человек административно-хозяйственного персонала. Некоторые из воспитанников пропустили по одному-два учебных года. Среди кадет было 229 участников боевых действий на фронтах Гражданской войны, из них 59 – раненых и контуженых, 40 – награжденных боевыми наградами.
Кадет Николай Вовченко был награжден знаком Георгиевского ордена 2-й, 3-й и 4-й степеней. Кадеты Владимир Бунин, Вячеслав Вержбицкий, Николай Северьянов, Алексей Скворцов – знаком Георгиевского ордена 3-й и 4-й степеней.
Бараки в Стрнище, предоставленные в распоряжение корпуса, были плохо приспособлены для жилья и тем более для учебы. Перенаселенность в бараках, холод, недостаток одежды и обуви, недостаток учебников и других учебных предметов, как и самой простой мебели, являлись непреодолимым препятствием для начала работы. И все же, в начале января 1921 г. уроки начались. Еще при эвакуации из Владикавказа руководство корпуса предусмотрительно распорядилось взять кадетам с собой минимальное количество учебников и книг из расчета одна книга на несколько человек. Эти учебники и учебные пособия в определенной степени и помогли наладить учебный процесс.
Вместе с тем отмечались многочисленные случаи срыва уроков, бунт кадет, скандалы, воровство. Офицерскому и педагогическому составу с большим трудом пришлось заново налаживать жизнь кадетского корпуса.
Руководство и обеспечение функционирования Крымского кадетского корпуса осуществляла Державная комиссия Королевства - специальный государственный орган для финансирования и поддержки русских беженцев.
15 октября 1921 года в Югославии состоялся первый выпуск кадет Крымского корпуса. Окончивших и получивших аттестаты было восемьдесят три человека. Корпус покинули самые старшие кадеты в возрасте 22-х-23-х лет, пережившие все тяготы Гражданской войны и исхода из России.
Из них 17 выпускников поступили в Николаевское кавалерийское училище, после окончания которого продолжили службу в кавалерийских частях Югославии, двое окончили Румынское военное училище, четверо – Сергиевское Артиллерийское училище в Болгарии, около 40 поступили в различные высшие учебные заведения в Белграде, Загребе, Любляне, Брюсселе и Праге, 20 человек устроились на работу, в пограничную стражу и т. п.
Приказом от 19 октября 1922 г. корпус был переведен в Белую Церковь, где ему были предоставлены для размещения два каменных трехэтажных здания казарменного типа на окраине города. Благодаря помощи Державной комиссии в здании удалось провести электричество и водопровод, сделать ремонт в помещениях, на первом этаже сделали корпусную церковь. Удалось организовать и дополнительные занятия. Кадеты изучали столярное, сапожное, переплетное дело, фотоискусство.
В марте 1925 г. директором Крымского кадетского корпуса был назначен генерал-лейтенант Михаил Николаевич Промтов. Новый директор продолжил все, начатое его предшественником по улучшению быта и жизни кадет. Была построена душевая, оборудован спортивный зал. Большое внимание директором корпуса было обращено на содержание помещений в чистоте и порядке, на улучшение обмундирования, снабжение кадет достаточным количеством носильного и постельного белья, на замену старых деревянных кроватей на кровати с проволочными железными сетками.
Была решена проблема с обмундированием, все кадеты ходили в одинаковом обмундировании: бескозырки с алым околышем, черные зимой и белые летом, шинель защитного цвета, рубахи такого же цвета (летом – белые), черные брюки, ботинки. Кадеты очень дорожили своей формой, старались выглядеть молодцеватыми и подтянутыми.
21 мая 1925 г. кадетский корпус посетил генерал П. Н. Врангель. В Белой Церкви корпус оставался до 1 сентября 1929 г., когда он был закрыт. Часть кадет (130 чел.) была соединена с Русским Кадетским Корпусом, который перевели из Сараево в Белую Церковь; часть (101 чел.) была влита в Донской Кадетский Корпус, находившийся в городке Горажде.
Со слов последнего директора Крымского корпуса генерал-лейтенанта Е.Ф.Эльснера, за девять лет своего существования Крымский кадетский корпус выпустил из своих стен 616 русских юношей, беззаветно любящих свою многострадальную Родину, гордых сознанием принадлежности к Великому Русскому народу, преданных своему долгу, сильных духом единения и взаимной поддержки, обладающих качествами, отличавшими старую доблестную Русскую Армию... Более 150 окончили высшие школы и 140 получили военное образование. Важным является тот факт, что корпус за эти 9 лет стал не безликой школой, дающей образование случайным лицам, а русским военно-учебным заведением, со своим лицом, со своей оригинальной жизнью.
Современный Крымский кадетский корпус начал свою историю в 2001 году, когда в Крыму, который после распада СССР стал частью Украины, постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 10 июля 2001 года № 283 был создан Крымский республиканский интернат-лицей с усиленной военно-физической подготовкой с лицензионной наполняемостью 120 учащихся. Учебное заведение было создано с целью оказания государственной помощи в воспитании детей из социально незащищенных категорий населения, а так же с целью более ранней военной ориентации молодежи и качественной целенаправленной подготовки кандидатов для поступления в военные учебные заведения.
В отличие от других украинских лицеев, которые начинали свою деятельность на базе военных учебных заведений или воинских частей с уже развитой инфраструктурой, крымский создавался практически на пустом месте. В кратчайшие сроки были проведены перепланировка и ремонт переданных лицею длительное время пустовавших зданий дошкольного учреждения. И уже 1 сентября 2002 года первые 58 воспитанников переступили его порог, сформировав роту лицеистов в составе двух взводов. В дальнейшем серьезной реконструкции подверглась и территория лицея, которую загромождали различные кирпично-бетонные конструкции. Их демонтировали, а на их месте появились спортивные площадки, рекреационные зоны, построенные руками самих лицеистов.
Костяк педагогического состава составили 6 кадровых офицеров, откомандированных из Вооруженных сил в распоряжение Совета министров Автономной Республики Крым, на плечи которых легло формирование системы воспитания юношей. С первых дней учебы лицеистов приучали к армейской жизни: они жили по строгому распорядку, постоянно носили военную форму одежды, размещались в казарменных помещениях, приучались к строю, заступали в наряды дневальными и дежурными. Воинское воспитание лицеистов осуществлялось в процессе выполнения ими распорядка дня, путем ознакомления с жизнью и боевой учебой Вооруженных Сил, приобретения теоретических знаний и практических навыков допризывной подготовки. После первого курса с лицеистами проводился полевой лагерный сбор. На полигоне войсковой части, дислоцированной в с.Перевальное, они практически отрабатывали нормативы по тактической, инженерной, медицинской подготовке, гражданской обороне, упражнения учебных стрельб из различных видов оружия, знакомились с боевой техникой.
За короткое время лицей стал одним из лучших интернатных учебных заведений системы образования Республики Крым. В 2006 и 2011 году он был признан лучшим среди интернатных учебных заведений. Трудовой коллектив награжден Почетной Грамотой Совета министров РК, Дипломом Министерства образования, науки и молодежи РК, занесен на городскую Доску почета в 2015 г.
Лицей произвел 10 выпусков, выпустив 521 юношу. За высокие достижения в учебе 15 выпускников получили золотые и 11 - серебряные медали. В высшие учебные заведения поступили 464 человека (89% от общего количества выпускников). Из них 310 (60% от общего количества выпускников) выбрали для дальнейшей учебы ВУЗы силовых министерств и ведомств, в том числе 229 (44% от общего количества выпускников) поступили в высшие военные учебные заведения.
С включением Республики Крым в состав Российской Федерации лицей распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 июня 2014 года №556-р был преобразован в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Кадетская школа-интернат «Крымский кадетский корпус» с прежней целью - подготовка юношей к военной или иной государственной службе.
Переняв лучшие традиции кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, Крымский кадетский корпус не стал их простой копией. Он имеет уже и собственные добрые традиции, свой гимн, герб и знамя. Современный кадетский погон практически ничем не отличается от старого погона образца 1920-1929 годов. Ежегодно проводятся посвящение в кадеты, празднование корпусных праздников Дня Знаний, Последнего звонка, Дня кадетского корпуса, Дня Учителя. Без кадетов не обходится практически ни одно важное торжественное мероприятие на республиканском и городском уровнях. Они уже традиционно принимают активное участие в праздничных государственных мероприятиях по случаю Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня народного единства, Дня воссоединения Крыма и России.
Выпускники кадетского корпуса в большинстве своем по-прежнему пополняют курсантские ряды учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны и других силовых министерств и ведомств Российской Федерации.
За 5 лет кадетский корпус выпустил 273 юноши. За высокие достижения в учебе 9 выпускников получили медали. В высшие учебные заведения поступили 240 человека (88% от общего количества выпускников). Из них 145 (53% от общего количества выпускников) выбрали для дальнейшей учебы ВУЗы силовых министерств и ведомств, в том числе 122 (45% от общего количества выпускников) поступили в высшие военные учебные заведения.
Правительством Республики Крым и лично министром образования, науки и молодежи Республики Крым уделяется самое пристальное внимание дальнейшему развитию учебно-материальной базы кадетского корпуса. На сегодня разработан проект строительства нового пищеблока, общежития и спортзала на территории корпуса, уже получено положительное заключение по инженерной защите объекта и в стадии завершения находится экспертиза проекта самого строительства. В соответствии с Распоряжением Совета министров РК от 6.12.2017 г. №1425-р на 2019-2020 годы уже запланировано выделение 300 млн. рублей для реализации данного проекта.
В 2019 г. исполнится 90 лет со дня закрытия Крымского кадетского корпуса. Практически никого не осталось в живых из персонала и выпускников корпуса. Годы взяли своё. Но память о Крымском кадетском корпусе жива. Она жива в делах и свершениях директоров, офицеров-воспитателей, преподавателей и выпускников кадетского корпуса, в сохранившихся документах, воспоминаниях о жизни корпуса.
Она ожила во вновь созданном учебном заведении, которое сегодня называется Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Кадетская школа-интернат «Крымский кадетский корпус».
< Предыдущая |
---|
Разделы сайта
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Информационная безопасность
- ГИА
- Дистанционное обучение
- Охрана труда
- Кадеты
- Поступающим
- Пресс-служба
- Видеогалерея
- Активные каникулы